Версия для слабовидящих

«ВЕТКА СИРЕНИ…»

„Я — русский композитор,
и моя родина наложила отпечаток
на мой характер и мои взгляды.
Моя музыка — это плод моего характера,
и потому это русская музыка.“

 

     Сергей Рахманинов…чье чуткое сердце не отзовется на первые же звуки вступительных аккордов Второго фортепианного концерта, не растворится в бесконечных мелодиях фортепианных сочинений, не почувствует благоговейный трепет, услышав перезвоны благовеста, не унесется в мир мечты с разливом вешних вод…
Отмечая 150-летний юбилей со дня рождения композитора и 80-летний со дня его смерти, мы вновь задаемся вопросом: кто он для нас, этот самый русский из русских композиторов конца XIX – первой половины XX века, проживший треть жизни за границей, выступавший на лучших сценах мира, покоривший сердца миллионов слушателей на всех континентах, но так и оставшийся русским до последнего биения своего сердца.
    14 марта 2023 года в Шахтинском музыкальном колледже состоялся юбилейный концерт, посвященный творчеству С.В. Рахманинова, организованный преподавателем отделения хорового дирижирования Татьяной Старцевой в содружестве с руководителем и дирижером камерного оркестра колледжа Надеждой Павловской.
В течение нескольких недель полным ходом шла подготовка к концерту. В коридорах и из кабинетов отделения хорового дирижирования были слышны отрывки романсов и хоровых сочинений – преподаватели работали с солистами и отдельными хоровыми группами, добиваясь исполнительского мастерства и художественной выразительности исполнения произведений. Из оркестрового класса доносились звуки струнных, отрабатывающих оркестровые партии.
    Казалось, что музыка Рахманинова звучала повсюду, увлекая и завораживая студентов других отделений, дописывающих срезовые контрольные работы.
В преддверии концерта мы посетили репетиции творческих коллективов, побеседовали с участниками программы – руководителями и студентами, чтобы задать волнующие нас вопросы об их отношении к творчеству великого русского композитора и его значимости для современного человека.
Руководитель академического хора Татьяна Петровна Старцева рассказала нам о процессе подготовки к выступлению: «Была проведена большая работа, включающая подбор репертуара, соответствующий возможностям хорового коллектива. Многие произведения Рахманинова очень сложны для исполнения в техническом плане, требуют большого хора и равных исполнительских возможностей его участников. Поэтому некоторые сочинения, например обработку украинской народной песни «Чоботы» мне пришлось адаптировать, слегка упростив хоровую фактуру».
Программу концерта открыло произведение «Шесть хоров» для женских голосов op. 15, написанное С.В. Рахманиновым в 1895-1896 гг., в период работы преподавателем теории музыки в Мариинском училище дамского попечительства о бедных.
    За несколько упрощенной фактурой хоровых миниатюр, ограниченной преимущественно диатоническим двухголосием, проступали неисчерпаемые исполнительские задачи для хора, свидетельствующие о зрелости таланта и мастерстве автора.
    «В работе над «Шестью хорами» возникло большое количество сложностей, – прокомментировала Татьяна Петровна. – Сначала музыка показалась студентам очень сложной и трудно учимой. Но с каждой новой репетицией, постепенно осознавая ее мелодичность и краску звучания, они приходили к пониманию и восхищению этой музыкой».
Ярко и торжественно зазвучал первый хор цикла «Слава народу нашему», представляющий собой миниатюрную кантату, посвященную автором императору Александру II - Освободителю, напоминающую панегирические канты эпохи Петра (обработка для смешанного состава А. Кулыгина).
     Яркие молодые голоса участников хора, прекрасно соответствовали настроению светлой лирики, преобладающей в цикле, в которой образы природы органично сливались со светлыми юношескими чувствами. Яркой образности цикла во многом способствовала инструментальная партия в исполнении Натальи Батраковой, выходящая далеко за рамки аккомпанемента, выразительно «дорисовывающая» повествование хора.
Ярким контрастом ворвалось следующее произведение – хоровая обработка а capella украинской народной песни «Чоботы», написанная в форме хоровых вариаций. Искрящаяся озорством и юмором она стала одним из самых любимых произведений участников хорового коллектива.
    Следующий блок концертной программы включал камерно-вокальные сочинения Сергея Рахманинова, написанные в разные периоды творчества. «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. У меня всегда под рукой стихи», – писал композитор.
Романсы Сергея Рахманинова на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Плещеева, К. Бальмонта, Е. Бекетовой, а также Г. Гейне и В. Гюго прозвучали в исполнении студентов отделения хорового дирижирования Юлии Коротковой, Марины Градобоевой, Марии Тимошкиной, Александры Макеевой, Кристины Демиденко, Анаит Алиханян, Яны Потаповой и Юрия Волкова (классы преподавателей Л.В. Касаткиной и Н.Ю. Рыжковой).
    Хочется отметить внимательный подход исполнителей к воплощению поэтического текста, стремление отразить художественный замысел композитора, передать сложную гамму чувств, воплощенных в исполняемых сочинениях.
Творческий тандем двух коллективов колледжа, сложившийся в прошлом году в процессе работы над хоровыми сочинениями в сопровождении камерного оркестра, позволил включить в программу два фрагмента – интродукцию и финал – из одноактной оперы С.В. Рахманинова «Алеко», явившиеся кульминационной частью концерта.
    Как отмечают руководители творческих коллективов Т. Старцева и Н. Павловская, совместная работа над произведениями вдохновляет и мотивирует студентов. «Петь с оркестром очень интересно. Ты испытываешь совершенно новые ощущения, попадая в звучащее пространство, объединяющее игру оркестра и хоровое пение», – делится впечатлениями одна из участниц хора.
«Работа над совместными номерами с хором – большая проблема! – отмечает Надежда Павловская. – Возникают огромные сложности с выстраиванием метроритмического ансамбля оркестра и хора, ведь инструментальное сопровождение в хоровых произведениях Рахманинова практически никогда не дублирует вокальные партии, живя своей собственной логикой. Но результат, заставляет забывать все пройденные трудности и стремиться к новым берегам!»
    После концерта нам удалось поговорить с участниками концерта и услышать их мнение о творчестве С.В. Рахманинова. «Для меня Рахманинов – любовь с первого звука!» «Я не исполнял ранее Рахманинова, но в ходе работы над произведениями проникся огромной любовью к этому композитору. Думаю, это на всю жизнь!» «Я горжусь, что Сергей Рахманинов мой соотечественник!»
Вспоминается трогательная история о том, что, оторванный от любимой Родины, бесконечно гастролирующий по всему миру композитор, после каждого концерта получал букет белой сирени от незнакомки, как признание в вечной любви к нему – великому музыканту и человеку!
    Хочется поблагодарить организаторов и участников концерта за приобщение к прекрасной музыке великого русского композитора! Пусть в сердцах слушателей продолжает звучать бессмертная музыка и витает аромат сирени!
Студентка 3 курса
специальности «Теория музыки»
Землянская Екатерина


Печать