16 июля 1858 года родился один из величайших скрипачей - Эжен Изаи. Он был последним наряду с Ф. Крейслером – виртуозом-композитором, продолжавшим и развивавшим традиции романтического искусства выдающихся скрипачей XIX в. Огромный масштаб мыслей и чувств, богатство фантазии, виртуозное мастерство выдвинули Изаи в число выдающихся интерпретаторов. Его вдохновенные интерпретации во многом помогли популярности творчества С. Франка, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Шоссона.
Изаи родился в семье скрипача, который стал обучать сына в 4 года. Семилетний мальчик уже играл в театральном оркестре и одновременно обучался в Льежской консерватории у Р. Массара, затем в Брюссельской у Г. Венявского и А. Вьетана. Путь Изаи на концертную эстраду оказался нелегким. Лишь по настоянию А. Рубинштейна, которого Изаи называл «своим истинным учителем интерпретации», он уходит из оркестра и принимает участие в совместном с Рубинштейном турне по Скандинавии, что и определило его карьеру одного из лучших скрипачей мира.
Изаи принадлежит свыше 30 инструментальных сочинений, написанных, по большей части, для скрипки. Наиболее новаторскими сочинениями Изаи являются его Шесть сонат для скрипки solo.
Изаи — национальная гордость бельгийского народа; до сих пор международные конкурсы скрипачей, проходящие в Брюсселе, носят его имя.
Концертная деятельность Изаи в Брюсселе сочеталась с педагогической. Он стал профессором консерватории, с 1886 по 1898 год руководил ее скрипичными классами. Среди его учеников были видные исполнители: В. Примроз, М. Крикбум, Л. Персингер и др.; огромное влияние Изаи оказал на многих скрипачей, не учившихся в его классе.
В России он побывал в эти годы 7 раз (1900, 1901, 1903, 1906, 1907, 1910, 1912). Он поддерживал тесную связь, скрепленную узами большой дружбы, с А. Зилоти. С Рахманиновым и Брандуковым Изаи исполнял однажды (в 1903 г.) трио Чайковского.