29 июля 2024 года отмечается 140 лет со дня рождения выдающегося музыковеда, музыкального критика и композитора советской эпохи Бориса Владимировича Асафьева. Публиковался под псевдонимом Игорь Глебов.
С детства проявлял яркую музыкальную одаренность. В 1904–1910 годах обучался в Консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (теория композиции). Окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета (1904–1908).
Мировоззрение формировалось в личном общении с сокурсниками С. С. Прокофьевым и Н. Я. Мясковским, а также Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, В. В. Стасовым, А. М. Горьким, И. Е. Репиным, Ф. И. Шаляпиным и другими выдающимися российскими деятелями культуры начала XX века.
В 1919 году совместно с С. М. Ляпуновым и С. К. Буличем организовал музыкальное отделение («музыкальный разряд») в Петроградском Институте истории искусств, заложив основы музыковедческого образования.
Фундаментальные научные труды, созданные Асафьевым, положили начало советскому музыкознанию. Научное наследие Асафьева насчитывает свыше 900 печатных трудов. Оставил обширное и композиторское наследие: 28 балетов, наиболее известны — «Ледяная дева», «Пламя Парижа», «Баxчисарайский фонтан» (1933), «Утраченные иллюзии» (1935), «Кавказский пленник», «Красавица Радда», «Ашик-Кериб» и др.; 10 опер, в том числе — «Казначейша», «Минин и Пожарский», «Гроза», а так же симфонические, камерные, вокальные произведения, музыка к театральным постановкам, инструментальные произведения.
К 100-летию ученого была учреждена Всесоюзная премия имени Асафьева за лучшую музыковедческую работу.