Версия для слабовидящих

"МОЙ ПУТЬ В ДИРИЖЕРЫ БЫЛ ВОПРЕКИ…": 92 ГОДА ВЛАДИМИРУ ФЕДОСЕЕВУ

Рисунок1Имя Владимира Федосеева стоит в ряду выдающихся дирижеров современности, прошедший сложный путь от голодного детства до известнейших оркестров мира. Благодаря своему характеру, сумел преодолеть трудности и дойти до вершин, оставаясь обычным русским человеком, любящим свою родину и культуру. Но его путь к признанию был долгим и непростым. Свою профессиональную карьеру музыкант начал как баянист, потом дирижировал народным оркестром. Долгое время его не воспринимали как серьезного симфонического дирижера, говорили, как он вспоминает: "Ты народник, там и оставайся!". Ситуация изменилась, когда в 1971-м Евгений Мравинский пригласил его выступить с оркестром Ленинградской филармонии. И спустя три года, Владимир Федосеев возглавил Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского (тогда БСО Всесоюзного радио и Центрального телевидения) – коллектив, который покорил своим искусством слушателей и зрителей всего мира. Помимо этого, в разные периоды маэстро Федосеев руководил ведущими зарубежными оркестрами. Высоко была оценена его работа в оперных и балетных постановках. Интерпретации Федосеева музыки русских классиков по праву считаются одними из лучших. Он признается: "У меня нет любимых композиторов. Я влюбляюсь в то, что делаю. Влюбляюсь в каждое сочинение".
     Владимир Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С ранних лет увлекался музыкой. Играл на баяне, который ему подарил отец. Пережил Блокаду Ленинграда. По словам Федосеева, в то трудное время ему помогала музыка: «Я - ребенок блокадного Ленинграда, и меня спасла в то страшное время музыка: тарелка-радио, из которой лились русские народные песни и бесконечно много классики; и баян отца, который он подарил мне». В 1948-1952 годах учился в Ленинградском музыкальном училище имени М.П. Мусоргского по классу баяна. Во время учебы подрабатывал, играя везде, где только мог - на свадьбах, перед сеансом в кинотеатре, работал в Андреевском оркестре (там же начал осваивать дирижирование). Далее учился в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных по классам баяна у Н.Я. Чайкина и дирижирования у Н.П. Резникова. Потом была аспирантура Московской консерватории у педагога с солидной немецкой школой Лео Гинзбурга.
     В 1957 году поступил в качестве баяниста в Оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио, в 1959-1973 годах - художественный руководитель и главный дирижер оркестра. «15 лет я руководил Оркестром русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио, часто мы выступали с великими певцами: Валентиной Левко, Сергеем Лемешевым, Иваном Козловским», - вспоминал Федосеев. К академической музыке, по его словам, он пришел постепенно, естественно и целенаправленно. Но при этом никогда не оставлял народную музыку: «Я это не раз говорил и повторю, народное искусство - это наши корни. В этой музыке - великая простота. Не зря композиторы черпали в ней вдохновение. И это расширяет слуховой опыт - и сама музыка, и инструментарий - от балалайки до выборного баяна, с невероятными возможностями, который звучит как орган». В 1971 году начал карьеру симфонического дирижера в оркестре Ленинградской филармонии, выступив по приглашению Евгения Александровича Мравинского с его оркестром. Концерт прошел в Ленинграде с большим успехом. «Евгений Мравинский меня еще мальчишкой увидел, я еще только начал дирижировать народным оркестром, а он пригласил меня в симфонический цикл, я играл в Ленинградской филармонии Четвертую симфонию Чайковского. Он был гениальный музыкант, с ним у нас были очень интересные большие беседы. Я бесконечно благодарен этим людям, потому что учился у каждого, с кем встречался», - подчеркивал Федосеев.
     Был знаком с великими музыкантами, в частности, большое влияние на него оказал Георгий Васильевич Свиридов. Из певцов, с которыми он много работал и общался, стоит выделить Сергея Яковлевича Лемешева.
     В 1974 получил место главного дирижера и художественного руководителя Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского). Вел активную концертную деятельность. Выступал с ведущими симфоническими оркестрами мира: Оркестр Тонхалле (Цюрих), Гевандхаус-оркестр (Лейпциг), Филармонический оркестр Радио Франции (Париж), Симфонический оркестр Баварского радио (Мюнхен), Берлинский симфонический оркестр, Дрезденский филармонический оркестр, Кливлендский оркестр, Питтсбургский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Финского радио, Симфонический оркестр Штутгартского радио, оркестр Эссена (Германия). Выступал и как оперный дирижер. Дирижировал такими операми, как «Евгений Онегин» П. Чайковского (Большой театр), «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). С 1997 по 2005 годы - главный дирижер Венского симфонического оркестра. По словам Федосеева, именно работа в Вене сделала его знаменитым, в т.ч. и в России: «Я очень многим обязан Вене. Меня узнали в России через Вену, к сожалению». С 1997 года - постоянный приглашенный дирижер оперного театра Цюриха. С 2000 года - главный приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра. Руководил постановкой опер русских композиторов в «Ла Скала» («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» и балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского), оперы «Бенвенуто Челлини» Г. Берлиоза на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (1987), опер «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Алеко» С. В. Рахманинова и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в парижском зале «Плейель» (1987, 1989, 1991), опер «Кармен» Ж. Бизе, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Чудесный мандарин» Б. Бартока в Венской опере (1993, 1994, 1995), опер «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (1992), «Лисичка-плутовка» Л. Яначека (2003) на фестивале в Брегенце (Австрия), оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова совместно с режиссером Гарри Купфером на юбилейном, 50-м фестивале в 1995 году, опер «Демон» А. Г. Рубинштейна (1997), «Любовь трех королей» И. Монтемецци (1998), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1999). Поставил оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1996), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1999), «Аттила» Дж. Верди (1998, совместно с режиссером Эрвином Пиплицем), «Пиковую даму» П. И. Чайковского и балет «Золушка» С. С. Прокофьев (2000), «Отелло» Дж. Верди и «Хованщина» М. П. Мусоргского (2001), «Дон Кихот» Ж. Массне (2003), «Русалка» А. Дворжака (2010) в оперном театре Цюриха («Opernhaus»). С 2004 года преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных на кафедре оперно-симфонического дирижирования. Профессор. Проводит мастер-классы в Венской консерватории.
     С 26 июля 2010 года - член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь). Член Попечительского совета общины храма Благоверного Царевича Димитрия. В 2012 году на Зальцбургском Троицком фестивале дирижировал оперой «Клеопатра» Ж. Массне. Был музыкальным руководителем оперы П.И. Чайковского «Иоланта» в Большом театре в постановке Сергея Женовача (премьера - 28 октября 2015 года). В 2016 году в «Ла Скала» дирижировал в новых постановках балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, а также исполнил в Золотом зале венского Музикферайна «Историю доктора Иоганна Фауста» А. Г. Шнитке. С 2017 года - музыкальный руководитель и главный приглашенный дирижер «Геликон-опера» в Москве.
     «Классика - вечная. И парадоксально современная. И надо понять - как была написана, что в ней слышали тогда, что актуально сегодня, и соединить контекст современный и исторический. Любая классика осовременивается, но по-разному в разных руках и умах. Можно сделать смешную вещь или соригинальничать, а можно углубить то, что заложено. Молодые дирижеры неплохо овладевают техникой махать руками. Но нет музыки», - говорил Владимир Федосеев.

Источник: https://stuki-druki.com/authors/fedoseev-wladimir-ivanovich-dirizher.php


Печать