Бывших студентов не бывает и нам, преподавателям колледжа, так важно знать, как же сложились судьбы наших выпускников. Сегодня об этом расскажет выпускница отделения «Теория музыки», студентка Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Лияна Садоева.
«…Я выросла в воцерковленной семье и с раннего детства посещала богослужения. Обучаясь на теоретическом отделении Шахтинского музыкального колледжа, с удовольствием пела в ансамбле духовной музыки «Воскресение» под руководством Елены Вячеславовны Михайловой, а приезжая домой на выходные - в церковном хоре храма Николая Чудотворца г. Зверево.
Поступив в консерваторию, я очень хотела петь в церковном хоре. И однажды увидела объявление о том, что в Ростове открывается школа Византийского пения, предусматривающая изучение невменной нотации песнопений и обязательную практику пения на богослужениях в Греческом Благовещенском храме.
Основателем византийского хора стал настоятель храма иеромонах Григорий Соколов, горячо чтущий византийскую церковную культуру и прошедший обучение в Греции.
Особую благодарность хочется выразить нашему педагогу Серафиму Денисовичу, Астахову, который всего за год обучил нас сложному искусству византийского пения (невменной нотации, особенностям ладовой организации музыки, пению на глас) и богослужебному уставу.
В процессе совместной работы у нас образовался дружный хоровой коллектив, который со временем разделился на мужской и женский составы (в византийской традиции не принято петь смешанным составом).
До появления византийского хора, в Благовещенском храме за богослужением пел только партесный (правый) хор. Сейчас у нас три хора.
Спустя год Серафима пригласили работать в Сербию и он уехал, оставив меня и Михаила Кондратьева (регент мужского хора) регентовать. В настоящий момент я руковожу женским составом хора и провожу занятия по изучению византийской певческой традиции.
Что касается самого искусства византийского пения, об этом можно говорить бесконечно! Оно прошло долгий путь развития, со временем изменяясь по стилю. Это - огромный пласт древней монодийной музыки, включающий в себя не только греческую традицию. Советские музыковеды К. К. Розеншильд и Ю. В. Келдыш находили влияние персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности, а также - позднеантичной греческой музыки. Также нужно отметить и римское влияние, так как в состав Византии входили такие культурные центры, как Александрия и Антиохия. Исследователь византийской культуры Е. В. Герцман считает, что византийская музыка является продолжением позднеантичной.
Характерными особенностями византийского церковного пения являются: гласовая система, состоящая из 4-х основных и 4-х плагальных (производных) гласов; использование нескольких звукорядов с неизвестными для европейской музыки интервалами; наличие закономерных мелодических формул и не записанных в нотах украшений; оригинальная система записи музыки (невменная нотация); монофоничность и исократима (исон - выдержанный тон); антифонность и разные виды мелоса.
Преподобный Паисий Святогорец писал: «…Чистое византийское пение – насколько же оно сладостно! Оно умиротворяет, умягчает душу. Правильное церковное пение – это излияние вовне внутреннего духовного состояния. Это божественное веселие! То есть Христос веселит сердце, и человек в сердечном веселии говорит с Богом…».
Я счастлива, что судьба привела меня в хор Греческого Благовещенского храма, где мне открылся целый мир древней православной певческой культуры. Я с удовольствием совмещаю занятия в консерватории с работой регента византийского хора, продолжая непрерывно учиться и совершенствоваться. Думаю, что я нашла свое призвание!».
Пожелаем же Лияне дальнейших успехов в учебе и на избранном профессиональном поприще! Ведь так важно заниматься любимым делом и жить в гармонии с собой!