Версия для слабовидящих

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЮРИЯ ИВАНОВИЧА КАЗАКОВА

Рисунок1

«…лучше баяна – только баян…»
Ю.Казаков


     Народно-инструментальное искусство знает много выдающихся баянистов, но есть отдельные знаковые имена, безусловные авторитеты, которые стояли у истоков профессионального концертного исполнительства, послужили примером для многих других музыкантов. Таким «маяком» на несколько поколений вперёд был Юрий Иванович Казаков – первопроходец сольного концертного исполнительства на баяне.
     Юрий Иванович родился 24 декабря 1924 года в Архангельске в семье профессионального баяниста Ивана Константиновича Казакова, работавшего в архангельском радиокомитете, затем в хоре северной песни. Иван Константинович был талантливым музыкантом, универсально сочетал в себе профессиональные качества солиста, ансамблиста, аранжировщика и аккомпаниатора.
     Первым инструментом, который взял в руки маленький Юра была гармонь-венка – на ней мальчик начинает легко играть по слуху знакомые мелодии. Способности были настолько впечатляющими, что уже в пятилетнем возрасте состоялось первое концертное выступление на сцене – в Большом театре Архангельска (вмещавшем около полутора тысяч зрителей). Об этом необычном концерте на следующий день писала местная газета «Правда Севера». Жизнь в семье известного музыканта оставляла незабываемые художественные впечатления, давала почву для развития, однако отец, зная сложности профессии, мечтал видеть сына юристом.
     Профессионально заниматься музыкой Юрий начинает только в двенадцатилетнем возрасте на фортепиано в музыкальной школе. Фортепианное обучение приобщает классическим произведениям, развивает музыкальное мышление, однако Юрия больше тянет к баяну. В 1936 году, когда Юре было 11 лет, его пригласили работать баянистом в архангельский Театр юного зрителя, а также на выездные концерты с областным Театром кукол. Творческие успехи на баяне, хотя Юрий при этом продолжает заниматься в школе по классу фортепиано, становятся всё более значительными - он становится лауреатом городских конкурсов и олимпиад, награждается грамотами. Показательным свидетельством исполнительского мастерства юного музыканта явилось участие в городском конкурсе юных дарований Архангельска в 1938 году, где Юрий Казаков по единогласному решению жюри был удостоен первого места. Уже тогда тринадцатилетний подросток исполнял на баяне достаточно сложные произведения: Венгерскую рапсодию № 2 Ф. Листа, Военный марш Ф. Шуберта, до-диез – минорный и си – минорный вальсы Ф. Шопена.
     Отец, убедившись в незаурядных способностях сына, даёт добро на продолжение профессионального обучения в архангельском музыкальном училище по классу баяна. Однако, после блестяще сданных вступительных экзаменов, учиться там Юрий не стал – не получилось контакта с педагогом по специальности. Позже Ю. И. Казаков вспоминал: «Получив своё первое задание, я так и не выполнил его по сей день и больше занятия в классе этого педагога не посещал. На первом же уроке этот педагог показал настолько плохую, антимузыкальную игру, что не приобрёл в моих глазах никакого авторитета. На этот моё обучение в музучилище закончилось».
     Началом официальной трудовой деятельности Юрия Казакова считается 1939 год, когда он начинает работать в Северном государственном русском народном хоре, где уже работает его отец Иван Константинович. Вместе с отцом Юрий выезжает в том же году в Москву на концерты по случаю открытия Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Дуэт отца и сына Казаковых был записан на грампластинку. Затем Юрий Казаков работает в ансамбле Красноармейской песни и пляски Архангельского военного округа, а после начавшейся Великой Отечественной войны призывается в Ансамбль песни и пляски Северного флота. Выступать чаще приходилось концертными бригадами по двенадцать человек на военных кораблях, подводных лодках, в землянках, иногда большим общим составом ансамбля (около 100 человек) на базе кораблей в городе Полярный, около Мурманска - на встречах и проводах экипажей. В день обычно давали пять-шесть, а то и более концертов.
     Юрий Казаков вспоминал: «Думается, что если когда-нибудь будет создан памятник музыкантам-инструменталистам периода Великой Отечественной, то среди них обязательно должен быть солдат с баяном в руках. Ибо всю концертную жизнь на фронте вынес на своих плечах баянист».
     На протяжении всех лет войны Юрий переписывался с отцом, который занимался концертной работой от Архангельской филармонии в различных частях Советской Армии в качестве баяниста фронтовой бригады. В конце марта 1945 года – за два с небольшим месяца до Победы Иван Константинович Казаков внезапно умер во время концертных выступлений в войсках Прибалтийского фронта в Латвии – сердце не выдержало нервной и физической перегрузок…
     Юрий, демобилизовавшийся с флота в 1946 году, решает продолжить дело отца – устраивается солистом-баянистом в Архангельскую областную филармонию. Молодой музыкант играет на «гвардейском» отцовском баяне, который после смерти Ивана Константиновича его сослуживцы привезли в Архангельск и передали Юрию. Однако, несмотря на прекрасные акустические качества этого инструмента, он со временем перестаёт удовлетворять музыканта. Юрий Иванович понимает, что без серьёзных музыкальных произведений репертуар баяниста будет весьма ограниченным. Общение с видными московскими коллегами-баянистами П. Гвоздевым, А. Сурковым, Б. Тихоновым, участниками трио: А. Даниловым, А. Кузнецовым, Я. Попковым, приводит к идее необходимости создания конструкции выборного инструмента с переключением тембровых регистров.
     В появившейся в более поздние годы статье «Современный концертный баян» Ю. И. Казаков писал: «Жизнь требовала от концертирующего баяниста, чтобы его репертуар содержал не только обработки народной музыки или произведения, написанные специально для готового баяна, но и произведения классиков, советских и зарубежных авторов, написанных для других инструментов».
     В 1950 году московский мастер Ф. А. Фиганов получает заказ от Ю. И. Казакова на изготовление совершенно новой – революционной модели инструмента с переключением выборной механики левой клавиатуры на готовую и системой тембровых регистров-переключателей в правой клавиатуре. На следующий год Юрий Иванович получает долгожданный инструмент и называет его «выборно-готовый многотембровый баян». Казаков понимает, что для утверждения новой конструкции инструмента должны сыграть ведущую роль новый репертуар и высокий, качественно другой уровень исполнения. Работая в этом направлении, музыкант включает в свой репертуар Органную токкату и фугу ре – минор И.С. Баха, «Кукушку» Л. – К. Дакена, несколько частей из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского, Вступление и вальс из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, Музыкальную табакерку А. Лядова.
     Концерты Юрия Казакова получают большой общественный резонанс, его приглашают на специальное прослушивание в Министерство культуры СССР, после чего предлагают перейти на работу из архангельской филармонии в московскую и одновременно получить высшее образование в Институте имени Гнесиных. Так в 1954 году 29-летний Ю. И. Казаков становится солистом Московской областной филармонии и одновременно студентом 1 курса дневного отделения Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. В институте Юрий обучается в классе выдающегося педагога и композитора Николая Яковлевича Чайкина.
     Уже в ноябре того же 1954 года Юрия Казакова включают в группу ведущих советских музыкантов для концертной поездки за рубеж – в Англию. Казаков был рекомендован вместе с пианистом Я. Заком, скрипачом Д. Ойстрахом, также в группу входил А. И. Хачатурян.
     Первая зарубежная поездка принесла Юрию Казакову огромный успех у английской публики. Его выступление было записано фирмой звукозаписи на долгоиграющую пластинку. А. И. Хачатурян несколькими годами позднее засвидетельствовал эти события в статье «Вдохновенное мастерство»: «Гармонь, гармошка – разумеется, мы все ценим и уважаем её как любимый народный инструмент, как непременную принадлежность фольклорной музыки, но всё-таки понимаем, что выразительные возможности её ограничены. Примерно так относился я и к баяну и полагал, что включение Казакова в нашу бригаду – своеобразная дань «экзотике»: если приезжают русские артисты, то обязательно должны привезти с собой нечто специфически русское. И вдруг – потрясающий успех! Баян в руках Казакова заговорил небывалым, могучим голосом. Он пел и рокотал, как орган, заполняя звуками зал, вмещавший несколько тысяч человек. Яркий талант музыканта и его репертуар, необычный для баяна, сразу сделали Казакова на британских островах человеком исключительной популярности. И я тоже чувствовал, что Казаков заставляет меня пересмотреть своё отношение к баяну».
     Следующим замечательным событием в жизни музыканта стало участие в творческом конкурсе в рамках Пятого Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве в августе 1955 года. За исполненную концертную программу Ю. И. Казаков был удостоен звания лауреата первой премии и золотой медали.
     Артист начинает тяготеть к сольной гастрольной концертной деятельности. Однако нужно было ещё преодолеть предубеждение администраторов, руководителей местных филармоний, концертных залов против баяна, как полноправного представителя сцены, наряду с академическими классическими инструментами.
     9 ноября 1957 года состоялся сольный концерт Юрия Казакова в Малом зале Московской консерватории им. П. Чайковского. Перед строгой и взыскательной публикой на баяне прозвучали произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Дакена, П. И. Чайковского, обработки русских народных песен. Это событие упрочило авторитет баяна и в немалой степени способствовало его утверждению на широкой концертной эстраде. В 1958 году центральной киностудией документального кино был создан фильм «Играет Юрий Казаков».
     Готово-выборный многотембровый баян с подачи Казакова начинает завоёвывать признание. Мастера создают свои новые модели баянов, ориентируясь на инструмент Ю. Казакова. Студенты музыкальных вузов переходят со старой конструкции баянов на новую. Вслед за Казаковым вырастает целая плеяда замечательных баянистов-исполнителей – лауреатов зарубежных международных конкурсов: Анатолий Беляев, Владимир Бесфамильнов, Анатолий Полетаев, Эдуард Митченко, Вячеслав Галкин.
     В 1965 году Юрий Казаков принял участие в концерте на юбилейной сессии ООН во Дворце наций в Женеве. Такой чести не удостаивался ранее ни один баянист.
     В следующие десятилетия музыкант расширяет свой классический репертуар. В программах появляются редкоисполняемые произведения: В.Моцарт первая и вторая органные фантазии, Анданте Фа – мажор, Симфоническая увертюра Л.Бернстайна.
     Тем не менее, академический баян Юрия Казакова оставался в какой-то своей части и народным инструментом. Наряду с произведениями композиторов-классиков, Юрий Иванович включал в свои концертные программы и обработки народных песен - преимущественно собственные: «Ах ты, берёза», «В калиновой роще», «У Катюши», «Меж крутых бережков», «Ехал казак за Дунай», которые находили горячий отклик в душе слушателей, интерес в среде профессионалов-баянистов.
     Кроме этого, значительным творческим достижением Ю.Казакова в 1950-е годы можно по праву считать исполнение Концерта № 1 для баяна с симфоническим оркестром Н.Чайкина – своего институтского педагога по специальности. Концерт, написанный Чайкиным в 1950 - 1951 годах ещё до их знакомства с Ю.Казаковым пережил несколько премьер: сначала в 1951 году дважды в Москве – отдельные части в сопровождении фортепиано (солист А. Сурков, концертмейстер А. Гольдберг), затем, в 1952 году – с симфоническим оркестром в Саратове (солист И. Паницкий, дирижёр М.Школьников). По ряду причин московская премьера с оркестром не состоялась, основная это – в пожаре сгорели партитура и партии, композитору пришлось по памяти восстанавливать оркестровку финала.
     В 1954 году Концерт Н.Я.Чайкина прозвучал и в Москве – солист Юрий Казаков (баян) с Симфоническим оркестром московской государственной филармонии, дирижёр В.Дударова. Вскоре ими же была осуществлена грамзапись этого произведения. После выхода пластинки с записью Концерта, он становится широко известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Концерт № 1 Н.Чайкина для баяна с симфоническим оркестром исполняли аккордеонисты Польши, Чехословакии, Франции, ФРГ, США, Англии и других стран.
     Юрий Иванович также охотно включал в свои концертные программы и популярные классические вальсы, например: М.Глинка Вальс из оперы «Иван Сусанин», А.Грибоедов Вальс ми – минор, Е.Дрейзен «Берёзка», М.Кюсс «Разбитая жизнь», органично и убедительно звучащие на баяне.
     Значительное место в творческой биографии Юрия Ивановича занимало ансамблевое исполнительство. Получив в детстве первые навыки ансамблевой игры в дуэте с отцом, музыкант совершенствовал и развивал эту строну исполнительства всю свою творческую жизнь.
     Следует упомянуть, что к середине ХХ века баянисты в основном играли в либо в однородных ансамблях, либо реже в смешанных – с другими народными инструментами (балалайкой или домрой). Юрий Казаков – первый в нашей стране воплотил в реальность исполнительство на баяне в камерном ансамбле с виолончелью, арфой, флейтой, скрипкой. С 1958 года Ю.И.Казаков играл в дуэте с виолончелистом М.Л.Ростроповичем. Их дуэт дал более 60 концертов в Сибири и на Крайнем Севере. М.Ростропович в интервью газете «Советская культура» от 1 февраля 1958 года отметил: «У меня возникла идея играть в сопровождении баяна. И я остановил свой выбор на замечательном музыканте Ю.Казакове, который с радостью откликнулся на моё предложение. Может быть, некоторые мои коллеги примут сочетание виолончели с баяном за художественный компромисс. После проведённых репетиций, я утверждаю, что при хорошем подборе программы и великолепном владении баяном аккомпанемент баяна нисколько не уступает роялю. Звучание наиболее совершенных по конструкции баянов, обладающих многообразными тембровыми возможностями, порой приближается к органу». В том же году концерты с участием дуэта Ростропович – Казаков состоялись и в Москве. Один из таких концертов был записан французской телекомпанией и транслировался на всю Западную Европу. В репертуар дуэта М.Ростропович – Ю.Казаков входили такие произведения: Г.Гендель Ария из оперы «Ксеркс», Р.Шуман Пьеса в народном стиле, П.Чайковский Ноктюрн и Сентиментальный вальс, А.Бородин Танцы из оперы «Князь Игорь», Ю.Шапорин Скерцо. Дуэт также аккомпанировал солистам Большого театра Б. Кильчевскому и А. Гелеве романс М.Глинки «Сомнение» и Элегию Ж.Массне.Рисунок2
     В 1960 – 70-х годах баянист участвовал и в других камерных ансамблях. Сохранилась видеозапись «Ave Maria» Ф.Шуберта в обработке А.Вильгельми, где баян «солирует» в сопровождении двух арф (Т.Рожкова и И.Бабенко). Также Казаков записал в фонд Всесоюзного радио Adagio из Сонаты Соль – мажор Й.Гайдна с двумя флейтами (А.Корнеев и А.Пикойнет). Наиболее художественно удачным можно считать исполнение Трио-сонаты И.С.Баха для двух скрипок и чембало (скрипачи А.Шароев и В.Малинин).
     В 1980-х годах Ю.Казаков играл в дуэтах с зарубежными «коллегами по цеху»: финским баянистом В.Ахвенайненом, английской аккордеонисткой П.Фоссет, шведским аккордеонистом Ю.Сундегвистом.
     В 1988 году центральное телевидение показало необычный документально- художественный фильм «Орган, баян и фантазия». В фильме «ожил» Иоганн Себастьян Бах (в роли Баха Народный артист СССР Б.Фрейндлих) и, крайне заинтересовавшись игрой Ю.Казакова, попросил его рассказать о его «маленьком органе». Фильм содержит много интересного, поданного с деликатным юмором.
     В течение многих лет Юрий Иванович занимался важной общественной деятельностью: в разные годы он возглавлял комиссию по народным инструментам Всесоюзного музыкального общества, являлся членом художественного совета Москонцерта, председателем Совета ветераном Москонцерта, членом Правления Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, проводил разнообразную шефскую работу. Участвовал в работе международных семинаров конфедерации аккордеонистов в Бельгии (Брюгге, 1971 год), ГДР (Клингенталь, 1974 год), а также в международном симпозиуме «по выборному баяну» в Канаде (Торонто, 1975 год).
     Несколько раз Юрий Иванович Казаков возглавлял жюри Всесоюзных отборочных прослушиваний (конкурсов) баянистов и аккордеонистов - кандидатов на международные конкурсы. Участвовал в организации III Всесоюзного конкурса баянистов и аккордеонистов (Воронеж, 1988), I Всесоюзного конкурса учащихся музыкальных училищ (Ульяновск, 1990), I Московского международного конкурса баянистов и аккордеонистов (Москва, 1990), вёл передачи на радио и телевидении, составлял рекомендации по улучшению учебных программ для ДМШ и музыкальных училищ, разработал технические характеристики для 18 моделей баянов и аккордеонов с учётом возраста исполнителей и назначения инструмента.
     В 1986 году по инициативе Ю.Казакова была организована встреча поколений баянистов Москвы и Ленинграда; в следующем – 1987 году проведён, продолжавшийся целую неделю фестиваль «Гармонь, баян, аккордеон», заключительный концерт которого проходил в Колонном зале Дома Союзов, был записан Центральным телевидением и неоднократно передавался в эфир.
     Деятельность Юрия Ивановича Казакова была высоко оценена правительством. В 1963 году он был удостоен почётного звания Заслуженного артиста РСФСР, в 1976 – первый среди баянистов получил звание Народного артиста РСФСР, в 1984 году – первый и единственный (!) среди баянистов был удостоен высшего в то время артистического звания Народный артист СССР. Награждался почётными грамотами и медалями Союзных республик ССР. В 1997 году указом Президента России он был награждён Орденом почёта. В 2002 году Президент России В.В.Путин наградил Ю.И.Казакова орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
     В честь 850-летия Москвы в 1997 году был выпущен в свет компакт-диск Ю.Казакова с исполнением им сольных и камерно-ансамблевых произведений, за который шведской ассоциацией аккордеонистов ему была присуждена высокая в этой стране почётная награда «Пять звёзд». В 1996 году издательством «Композитор» был выпущен авторский нотный сборник «Играет Юрий Казаков» (переиздан в 1999), в который включены обработки народных мелодий, аранжировки сочинений музыкальной классики. Признанием больших заслуг артиста стало его награждение на V Московском международном фестивале «Баян и баянисты» в декабре 1994 года серебряным компакт-диском (За выдающиеся заслуги в развитии баянного искусства).
     Сколько концертных выступлений за свою творческую жизнь дал Юрий Иванович Казаков невозможно точно подсчитать – их несколько тысяч. В отдельные годы их количество доходило до двухсот за сезон. Только на целине, стройках народного хозяйства и БАМе было дано более 1000 концертов.
     За более чем 35 лет его концертной работы (с 1954 по 1990 годы) состоялось 45 концертных поездок в тридцать стран Европы и Азии, Северной и Южной Америки. За рубежом было дано более 700 концертов. И всюду артисту сопутствовал успех и признательность слушателей. В некоторых странах, где ранее баян был неизвестен, название этого инструмента слилось с именем музыканта. В 1950 – 60-е годы в иностранных афишах и программах иногда было написано через дефис «Казаков-баян»…
     Подчас по-своему оригинально оценивалась деятельность нашего музыканта за рубежом. Так, во французской газете «Марсельеза» было сказано, что «баян – это инструмент вроде аккордеона, но со звучанием органа», в Англии Юрию Казакову был преподнесён ценный подарок с надписью «от любителей органа», а в 1988 году в итальянском городе Кастельфидардо, широко известном своими фабриками по производству баянов и аккордеонов Ю.Казакову была вручена золотая медаль и Почётный приз за пропаганду и утверждение в мире баяна и аккордеона «Золотой голос».
     Исполнитель Юрий Казаков своей неустанной гастрольной деятельностью служил личным примером для следующих поколений баянистов.Рисунок3
     Юрий Иванович Казаков прожил долгую жизнь. Его не стало 6 мая 2019 года.


Печать