Версия для слабовидящих

АВТОР ГИМНА ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РЕЙНГОЛЬДА ГЛИЭРА

     11 января исполняется 150 лет со дня рождения российского композитора, педагога, дирижёра, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста Азербайджанской ССР, народного артиста РСФСР, народного артиста Узбекской ССР, народного артиста СССР Рейнго́льда Мо́рицевича Глиэра.
     Его отец Эрнст Мориц Глиер - потомственный мастер духовых инструментов, родом из Саксонии, с 1854 г. жил в Варшаве, где работал подмастерьем на фабрике своего дяди; став мастером, обосновался в Киеве.
     Рейнгольд учился в Киевской гимназии, с 1891 г. – в Музыкальном училище Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО)
     Под впечатлением от гастролей П. И. Чайковского, состоявшихся в Киеве в 1891 г., решил продолжать обучение в Москве.
     В 1894 г. поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского, затем перешёл к И. В. Гржимали, гармонию изучал у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, полифонию и музыкальную форму – у С. И. Танеева, в 1900 г. окончил консерваторию по классу сочинения М. М. Ипполитова-Иванова с золотой медалью.
     В 1900–1903 гг. участвовал в собраниях Беляевского кружка в Санкт-Петербурге, в 1901 г. М. П. Беляев начал публиковать его сочинения. В 1905 г. Глиэр получил свою первую Глинкинскую премию.
     В 1909 г. начал концертную деятельность, исполнял главным образом собственные сочинения (за всю жизнь он появлялся за дирижёрским пультом около 300 раз).
     С 1913 г. - профессор по классу композиции Киевской консерватории, в 1914–1919 гг. её директор. Вёл классы строгого стиля, фуги, формы, композиции, камерного ансамбля, оркестровый и оперный.
     С 1920 г. жил в основном в Москве, в 1920–1941 гг. - профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1945 г. С. С. Прокофьев писал: «...кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым, то есть учеником ученика» (Рейнгольд Морицевич Глиэр. Т. 1. Москва, 1965. С. 53).
     В советское время активно занимался просветительской и общественной работой. В разные годы был заведующим музыкальной секцией Московского отдела народного образования, заместителем председателя Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства (председатель – Немирович-Данченко), в 1924–1930 гг. – председателем Всероссийского общества драматургов и композиторов.
     В 1938 г. - председатель Московского союза композиторов, в 1938–1948 гг. - председатель Оргкомитета Союза композиторов СССР.
     В 1924 г. основан струнный квартет, названный его именем. В 1941 г. ему присвоена учёная степень доктора искусствоведения.
     Дарование Глиэра-композитора – по преимуществу лирическое, тесно связано с традициями русской музыки. Он в совершенстве владел мастерством построения музыкальной формы, инструментовкой; оставаясь в пределах классико-романтической гармонии, находил новые приёмы в обращении с фольклорным материалом.
     Автор 3 симфоний и значительного количества других сочинений для симфонического оркестра. В жанре концерта с оркестром им написаны: Концерт для арфы (1938), Концерт для колоратурного сопрано (1943), Концерт для виолончели op. 87 (1946), Концерт для валторны op. 91 (1950).
     Кроме произведений крупной формы, композитором написаны около 150 пьес для фортепиано, скрипки, виолончели, около 150 романсов и песен.
     Большое внимание Р. М. Глиэр уделял музыкально-сценическим жанрам. Он является автором ряда опер и балетов.
     Музыка балета «Медный всадник» по одноимённой поэме А. С. Пушкина, написанного в 1949 году, получила новую жизнь в наше время.
     Сочинение советского композитора Рейнгольда Глиэра «Гимн великому городу» (отрывок из балета «Медный всадник») давно утвердилось как визитная карточка Санкт-Петербурга.
     Именно эта музыка уже много лет звучит по трансляции на Московском вокзале во время отправления знаменитой «Красной стрелы» - фирменного поезда «Красная стрела», связывающего Санкт-Петербург и Москву.
     В 2003 году музыка Р.М. Глиэра на слова О. А. Чупрова стала официальным Гимном Санкт-Петербурга (ст.12 Закона Санкт-Петербурга о детальном описании официальных символов Санкт-Петербурга и порядке их использования, Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 23 апреля 2003 года).
Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.
Несокрушим - ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой,
Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!
Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь - жить единой судьбой!

Источник: https://bigenc.ru/c/glier-reingol-d-moritsevich-e9f7ad


Печать