Александр Яковлев

неведимка Просмотров: 23743

Александр Яковлев: «Главное качество музыканта – честность…»

Впервые в нашем городе давал концерт пианист мирового уровня, претендент на Книгу рекордов Гиннеса, Александр Яковлев. Приезд пианиста совпал с ещё одним важным событием для жизни колледжа: год назад для концертного зала был приобретён рояль известной марки «Kawai», но настоящего концертного «крещения» у инструмента ещё не было. Эту ответственную миссию с удовольствием выполнилнаш гость, пианист-виртуоз.

В мире фортепианного исполнительского искусства имя Александра Яковлева известно достаточно хорошо. На сегодняшний день это один из  самых востребованных пианистов в мире.В активе пианиста уже более 550 концертов по всей Европе, Америке, Японии на сценах крупнейших мировых концертных залов, среди которых зал им. П. Чайковского в Москве, Большой зал Берлинской филармонии, консерватории имени Дж. Верди в Милане,VictoriaHall в Женеве, CarnegieHall в Нью-Йорке и другие.Александр является приглашённым профессором-артистом королевского театра Ла Корунья (Испания), а его блистательную игру транслировало на весь мир радио Ватикана. Сегодня музыкант сотрудничает с такими крупными оркестрами, как Берлинский филармонический оркестр, оркестр романской Швейцарии, Токийский столичный симфонический оркестр, Римский камерный оркестр, Токийский камерный оркестр, симфонический оркестр фестиваля «Миланские музыкальные вечера», Румынский филармонический оркестр им. М. Жоры, Симфонический оркестр Цинциннати; играет под управлением таких дирижеров, как Кент Нагано, Равиль Мартынов, Семен Коган, Дмитрий Яблонский, Жан-Бернар Помье, Овиду Балан, Александр Поляничко, Андрей Аниханов, Конрад ванАльфен, и других.

Путь к триумфу начался в 1999 году, когда Александр в 18 летнем возрасте выиграл престижнейший международный конкурс пианистов в Киеве имени Горовица.За этим событием последовала ещё череда конкурсов, и в каждом из них Александр занимал призовыеместа. На сегодняшний день Александр лауреат 55 престижнейших конкурсов мирового уровня. Например, Международный конкурс пианистов в Такамацу (Япония), Всемирный конкурс пианистов в Цинцинати (США), Международный конкурс пианистов “Новые имена” в Вернигероде (Германия), и другие.Имя Александра уже стало синонимом виртуозности в профессиональном исполнительском кругу. Сам пианист об этом говорит следующее: «пианистический уровень сегодня во много раз выше, чем был, например, в 19 веке. Когда Брамс писал “Вариации на тему Паганини” он предполагал это сочинение как вершину пианистического мастерства. Однако сегодня это сочинение в репертуаре и  у меня и у многих других исполнителей».

В самом деле, все присутствующие на концертеАлександра Яковлева смогли  в полной мере оценить уровень мастерства и профессионализма этого музыканта. В свою исполнительскую программу он включил сочинения композиторовразных стран, эпох и стилей: Соната Моцарта ре мажор,БалладаФедерика Шопена соль минор, «Август» и «Ноябрь» из «Времён года» Петра Чайковского, «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, Фрагмент из сюиты «Петрушка» Игоря Стравинского.В начале концерта пианист так сказал о своём выборе программы: «сегодня я буду играть ту музыку, которую очень люблю, которую хочу исполнить именно в этом зале, которая в полной мере выражает моё настроение и состояние сегодня».Огромное впечатление на зал произвёл тот факт, что Александр сам выступил в роли ведущего и своеобразного экскурсовода для зрителей в мир музыки. Умение раскрыть смысл сочинения, подметить его яркие особенности и в доступной, интересной и живой форме донести до слушателя – ещё один огромный дар, которым обладает этот исполнитель. Александр не просто рассказывал о тех произведениях, которые исполнял, но и приводил удивительные факты, связанные с сочинениями и композиторами, которые почерпнул из своих многочисленных путешествий. Благодаря такому своеобразному диалогу пианиста и зрителя, в зале сложилась особая творческая атмосфера.

В чём же секрет успеха этого внешне очень скромного, но внутренне очень сильного человека? Какие жизненные факторы повлияли на формирование его как музыканта?

Александр начал заниматься музыкой в 6-летнем возрасте. Так сложилось, что проходя мимо музыкального магазина в Ростове, в  витрине он увидел фортепиано. Инструмент настолько заворожил мальчика, что он потребовал, что бы его завели в магазин и даже дали поиграть на нём. Эти первые «произнесенные» совсем детскими пальцами звуки и определили его дальнейшую судьбу. Дома у ребенка поднялась температура, он фактически «заболел» музыкой, желанием заниматься на этом чудо-инструменте. В качестве лекарства маленький Александр попросил купить ему пианино:

- Родителям фактически пришлось в пятидневный срок выполнить эту мою просьбу, иначе бы я не выздоровел, - признался пианист в интервью после концерта.

Родителям пришлось отвести маленького Сашу в музыкальную школу,и с того самого момента музыка стала его призванием. С 10-летнего возрастаего педагогом по фортепиано стал профессор Ростовской государственной консерватории им С.В.РахманиноваСергей Иванович Осипенко. Под его началом Александр блистательно закончил ростовский музыкальный колледж, консерваторию и аспирантуру в Ростове-на-Дону. Встречу с этим педагогом,пожалуй, можно назвать главной встречей всей жизни музыканта. Потому как найти своего учителя и наставника, которого ты понимаешь и которому доверяешь, который указывает тебе верное направление в твоём ремесле – это высочайшая награда.Следует отметить, что Александр также обучался за границей в зальцбургскомМоцартеуме у Алексея Любимова и в Университете искусств Берлина у Паскаля Девуайона, а также имеет опыт занятий и мастер-классов с выдающимися пианистами современности, однако о своих ростовских преподавателях он говорит с особой интонацией тепла и благодарности в голосе:

- Помню уроки Марии Владимировны Ожеговой, прекрасного педагога по сольфеджио, которая заставляла нас учить трёх и четырёхголосные фуги Баха их ХТК наизусть, а потом петь один голос, а на инструменте исполнять все остальные. Это колоссальная школа, колоссальный опыт, который очень помог мне в формировании и развитии музыкальной памяти…

В самом деле, все зрители в зале отметили, что память у пианиста феноменальная: программу концерта он исполнял наизусть. Зная, какой напряженный концертный график у музыканта, можно только догадываться о том количестве произведений, которые ему приходится учить и исполнять. Как же ему удаётся держать всё в памяти?

- С одной стороны в этом проявляются годы тренировки, а с другой стороны у меня есть определенная методика занятий, когда задействованы и тренируются все виды памяти человека: зрительная, тактильная и слуховая. Ведь возможности,как самого человека, таки его памяти безграничны. Известен случай, когда, например, Сергей Рахманинов выучивал музыкальное произведение, не подходя к инструменту, только глядя в ноты.

Сергея Васильевича Рахманинова, выдающегося отечественного композитора и пианиста,Александр упомянул,когда речь зашла о его кумирах –музыкантах, слушая исполнение которых, он сам смог вырасти как исполнитель-виртуоз:

- Музыку Рахманинова я слушаю только в исполнении самого Рахманинова. Это был лучший пианист за всю историю пианизма. Так же для меня огромную рольсыграли такие музыканты, как Владимир Горовиц - от него я перенял умение импровизироватьине придерживаться шаблонов в исполнительстве.

В манере игры Александра есть нечто понятное каждому слушателю, неуловимо искреннее, когда сидя в зале на его концерте слышишь не просто музыку, а живую речь, обращенную именно к тебе. Отличительнойчертой фортепианного стиля этого пианиста является предельная аккуратность, точность и внимание к нотному тексту:

- Главное качество для музыканта-исполнителя  - это предельная честность и трудолюбие по отношению к той музыке и к тому композитору, чью музыку он исполняет. 

В калейдоскопе музыкальных образов и картин, которыево время концерта «рисовали» пальцы мастера, можно было ощутить и прочувствоватьвсю глубину их красок и ароматов. Рояль для Александра – не просто инструмент-посредник в диалоге со зрителем, пианист мыслит его как целый оркестр, где каждый регистр воплощает ту или иную исполнительскую группу. Только подобноеотношение к инструменту, умение слышать каждый его тембр как в отдельности, так и в их синтезе,придаёт игре пианиста объём и богатство звуковой палитры.

Напряженный концертный график, множество репетиций и переездов из города в город, из страны в страну совсем не оставляют свободного времени. Однако даже при такой насыщенной событиями жизни Александр успевает уделять время своим хобби и увлечениям:

- Я очень люблю путешествовать, и моё хобби связано с тем, что в каждом городе, где я бываю, я непременно должен узнать всё об этом месте, посетить все музеи и выставки, замки и крепости.

Удивительное стремление к постижению всего нового, постоянное расширение горизонтов, движение только вперёд, саморазвитие и самосовершенствование – вот те черты, которые говорят об Александре как о необыкновенно яркой, интересной и многогранной личности. Он уже состоялся как выдающийся пианист современности, как талантливый педагог, востребованный не только в России, но и за её пределами. Однако, по словам Александра, вскоре его поклонники узнают его с совершенно новой, неожиданной стороны. Известно, что пианист какое-то время весьма успешно занимался композицией с ростовским композитором Леонидом Клиничевым:

- Я чувствую в себе желание и потребность сочинять музыку. К сожалению, сейчас всё упирается в отсутствие свободного времени, но я очень надеюсь, что скоро смогу представить на суд зрителя целую концертную программу из своих сочинений.

Уже в концерте, который звучал в стенах Шахтинского музыкального колледжа, пианист исполнил «Картинки с выставки» М. Мусоргского в собственной обработке. Новое, красочное прочтение всем известного сочинения не оставило никого равнодушным в зале. Продолжительные овации и крики «Браво!», фото на память и многочисленные автографы после концерта – лучше любых слов говорят о том, что будет новая творческая встреча с этим ярким Музыкантом.

Авторы:

Мария Гринёва,

Елизавета Лялина,

Фото-

Елизавета Лапенкова

Печать