Версия для слабовидящих

«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» В РОСТОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

    В гримерке чувствуется волнение, всюду мелькают сине-голубые шарфы хористов, каждый повторяет свою партию. Вдруг, по всему концертному залу начинает звучать отрывок из цикла «Времена года». «Весна» Вивальди – это уже третий звонок. Диктор оповещает, что через пару минут всё начнется.
    Так начался третий концерт в рамках абонемента «Вечера с главным дирижером» в Ростовской филармонии 18 февраля 2023 года. Темой концерта являлась русская революция 1917 года и реакция на события, со стороны композиторов и деятелей искусств. Антон Шабуров – дирижер Ростовского академического, симфонического оркестра, по совместительству - ведущий вечера, избрал для исполнения произведения композиторов, которые не приняли идеалы революции.
    В первом отделении прозвучали произведения двух композиторов-эмигрантов, и первый из них был Николай Николаевич Черепнин. Когда началась гражданская война, Черепнин, будучи профессором Петербургской консерватории, с семьей уехал в Тифлис. После прихода в Грузию большевиков композитор вынужден снова переехать, но уже в Париж, воспользовавшись приглашением балерины Анны Павловой. Именно здесь Черепнин с другими русскими эмигрантами-музыкантами основал знаменитую Русскую консерваторию.
    Концертную программу открыло раннее сочинение Черепнина, написанное еще в России. «Принцесса греза» — это прелюдия, написанная под впечатлением одноименной драмы французского драматурга Эдмона Ростана, с романтическим сюжетом о принцессе и принце, не знавшим о существовании друг друга, но чувствующим, что любят партнера. Принц устремляется через океан к своей принцессе. Встречаясь, они понимают, что жить друг без друга не могут.
    Следующее произведение в программе – Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева. Его судьба тоже связана с эмиграцией. В 1918 году композитор выезжает из страны в Японию. Луначарский дает разрешение на выезд, под предлогом поправки здоровья и музыкальных гастролей. Два месяца Прокофьев дожидается американской визы, и после уезжает в США. Прожив несколько лет в Америке, снова переезжает, только во Францию. В 1935 году Сергей Сергеевич возвращается в Советский Союз, где проживет еще 18 лет, уже будучи признанным композитором классиком. И Второй скрипичный концерт, который был исполнен Ростовским академическим симфоническим оркестром — это одно из произведений, созданных на переломе важных страниц жизни Прокофьева. Концерт был задуман еще в эмиграции, а реализован в Советском Союзе в 1935 году. Сам Прокофьев говорил, что он отражает его кочевую жизнь. Главная партия придумана в Париже, вторая часть в Воронеже, завершен концерт в Баку, а премьера состоялась в Мадриде.
    Солирующую партию в концерте исполнил лауреат международных конкурсов Даниил Австрих. Публика бурными аплодисментами встречала артиста и провожала его со сцены.
    Студентки Шахтинского музыкального колледжа отделения «Оркестровые струнные инструменты» терпеливо ждали окончания выступления. Успев выловить солиста в коридоре, студентки выразили восхищение мастерством исполнителя.
Вслед за концертом Прокофьева, публику ожидал сюрприз., Даниил Австрих и Вячеслав Голосов исполнили дуэт для скрипки и виолончели под названием «Колыбельная»    Рейнгольда Глиэра еще одного советского композитора, который являлся педагогом и Сергея Прокофьева и Николая Мясковского.
    Во втором отделении прозвучало произведение советского композитора – Николая Яковлевича Мясковского. Его 27 симфония – это произведение, отражающее трагедию русской революции; это «дикий» страх перед турбулентной ситуацией, в которую привела она нашу страну. Николай Яковлевич начал сочинять симфонию с финала, услышав две песни французской «городской бедноты» — это «Карманьола» и «Ah! Ca ira», на материале которых и написал последнюю часть. Темы представлены в тембрах медных духовых инструментов.
    Интересен замысел финала. Мясковский вводит в партитуру симфонии хор, который поет особенный текст, цитируя духовный раскольнический стих «Как душа с телом расставалась»: «Что мы видели, диву дивную. Диву дивную, телу мертвую». Это тема смерти, таинства перехода души в лучшие из миров.
После исполнения третьей части симфонии, в тишине на сцену вышли хористы Шахтинского музыкального колледжа под управлением Татьяны Петровны Старцевой. Пели настолько душевно и проникновенно, что у слушателей не только «мурашки» по телу бегали, но и появлялись слезы. Один из хористов колледжа сказал: «На сцене происходила магия, мы прямо погружались в транс.»
    Концерт длился почти три часа, но слушатели усталости не чувствовали и хотели отпускать дирижера оркестра сначала со сцены, а затем из фойе, где Антон Шабуров решил устроить небольшую дискуссию.
Нереальные эмоции остались после концерта у каждого слушателя. Все прониклись атмосферой эпохи и теми сложными переживаниями и эмоциями, которыми жили люди в начале XX века.
    Кроме того, произведения, прозвучавшие в концерте, редко исполняются и для широкой публики малоизвестны. Поэтому отрадно, что наши студенты познакомились с шедеврами композиторской школы советского периода.

Студентка 4 курса специальности «Теория музыки»
Ксения Бондарева


Печать